29 марта 2024 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» провел установочный семинар для региональных, муниципальных команд, педагогических коллективов общеобразовательных организаций по вопросам формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

         Упорова М.В., заместитель директора института, подчеркнула важность работы каждой ОО по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся начиная с 1 класса. Эту работу каждый учитель обязан проводить на уроках в соответствии с обновленными ФГОС, в которых формирование функциональной грамотности является неотъемлемой частью реализации образовательной программы. Кроме того, в соответствии с информационно-методическим письмом Министерства просвещения РФ «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 05.07.2022 № ТВ-1290/03  (ссылка на документ https://docs.cntd.ru/document/351296491) занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности являются обязательными.

Марина Викторовна рассказала, что работа с банком заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся, которая была проведена в ноябре-декабре 2023 года, способствовала выполнению установленных плановых показателей национального проекта «Образование» по охвату обучающихся диагностикой и по преодолению 15% минимального показателя по развитию читательской, математической и естественно-научной грамотности. Однако самые низкие показатели по развитию математической грамотности.

Упорова М.В. обратила внимание, что работу по формированию ФГ необходимо вести постоянно и систематически. В 2024 году перед ОО стоят следующие задачи:

— сохранение позиций, которые были достигнуты в 2023 году, и создать все условия для увеличения охвата обучающихся процессом диагностики сформированности функциональной грамотности;

— повышение уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов;

— обеспечение системного использования банка заданий информационной системы «Функциональная грамотность» на портале Российской электронной школы.

С вопросом «Поддержка образовательных организаций по формированию и оценке функциональной грамотности» выступила Ковалева Г.С., заведующий центром оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО». Она остановилась на том, что при формировании ФГ важна не теория, а практика, т.е. выбор адекватных учебных заданий. А это обеспечивает учитель. Главное – усвоить отличие обычного учебного задания от задания по ФГ.

Далее Галина Сергеевна ознакомила с результатами проведенной диагностики и подчеркнула, что профиль результатов 2023 года свидетельствует о не достижении среднего результата (50%) по всем видам ФГ, кроме финансовой грамотности. Эти результаты являются следствием проблем формирования ФГ:

— формализм знаний;

— ситуационность знаний;

— формальный уровень проводимой учителями работы;

— низкий уровень как теоретической, методологической, так и технологической готовности и способности учителей.

В конце выступления Ковалева Г.С. остановилась на задачах каждой ОО в развитии ФГ обучающихся и мерах по поддержке ОО по формированию и оценке ФГ.

Ссылка на запись семинара https://my.mts-link.ru/ISRO/1230579975/record-new/525077720

Ссылка на материалы семинара: https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost-plan/